Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 69 комбинированного вида» КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2023 ГОД Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ПГО «Детский сад № 69 комбинированного вида» (далее – Программа, ОП) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей). Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. От 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. От 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001202212280044 2 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и 5 норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022 Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Полевского городского округа «Детский сад № 69 комбинированного вида» (новая редакция), 2014г. Локальных актов МБДОУ ПГО «Детский сад № 69». 3 Программа рассчитана на детей с 1 года до 8 лет с учётом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников их жизненной ситуации. Срок реализации Программы зависит от периода поступления ребёнка в МБДОУ, его возраста и индивидуальных особенностей. Допускается посещение детьми детского сада по индивидуальному графику, на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и договора на образовательную деятельность, между родителями и МБДОУ, с учётом рекомендаций врача. 4 ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций. 5 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. 6 Обязательная часть ( объем не менее 60% от её общего объёма) Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений) – не более 40% ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОО РАЗДЕЛА: ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА: Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем и дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов. 9 ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими; - ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения; - ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия; - ребенок обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения (на дороге, в природе, в социальной действительности); - ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, посильно помогает им; - ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения; - ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным памятникам, зданиям; к событиям настоящего и прошлого родного края; к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного края; - ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному поиску разных способов решения одной и той же задачи; способностью выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, 10 оригинальный продукт; - ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой родине, родном крае (их достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми; - ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного народного, музыкального творчества; - ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого бытия, проявляет готовность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья в рамках адекватной возрасту жизнедеятельности и общении; - ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость при участии в социально значимых делах, событиях (переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и др.);отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.);охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю» и пр.; выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы. - ребенок обладает начальными знаниями о себе, об истории своей семьи, ее родословной; об истории образования родного города (села);о том, как люди заботятся о красоте и чистоте своего города; о богатствах недр Урала (полезных ископаемых, камнях самоцветах);о природно-климатических зонах Урала (на севере – тундра, тайга, на Юге Урала – степи), о животном и растительном мире; о том, что на Урале живут люди разных национальностей; о том, что уральцы внесли большой вклад в победу нашей страны над фашистами во время Великой Отечественной войны; о промыслах и ремеслах Урала (камнерезное и ювелирное искусство; каслинское литье, ограды и решетки города Екатеринбурга; уральская роспись на бересте, металле, керамической посуде); - ребенок знает название и герб своего города (поселка, села), реки (водоема), главной площади, местах отдыха; фамилии уральских писателей и названия их произведений (П.П. Бажов, Д.Н Мамин-Сибиряк); другие близлежащие населенные пункты и крупные города Урала; Урал – часть России, Екатеринбург – 11 главный город Свердловской области. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: Содержательный раздел В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционноразвивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов. Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). 12 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПО ФОП ДО: Физическое развитие Социальнокоммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка Задачи физического развития: Оздоровительные: формирование правильной осанки; развитие гармоничного телосложения; развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений) Воспитательные: формирование потребности в ежедневных физических упражнениях; воспитание умения рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; приобретение грации, пластичности, выразительности движений; воспитание самостоятельности, инициативности, самоорганизации, взаимопомощи Основные направления работы по физическому развитию детей в дошкольном учреждении: Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств (координация, гибкость) Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения Приобретение опыта в двигательной активности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерб организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в стороны) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни; овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 14 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование основ безопасности. Задачи социально-коммуникативного развития по: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе Основные направления работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном учреждении: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности отзывчивости, сопереживания; 15 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Задачи речевого развития по: Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении: Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение) Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения) Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)) Практическое овладение воспитанниками нормами речи (способствование развитию речи как средства общения) Формирование грамматического строя речи (морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование) 16 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: ознакомление с окружающим социальным миром, с природой и природными явлениями; формирование целостной картины мира; формирование элементарных математических представлений; развитие познавательноисследовательской деятельности. Задачи познавательного развития: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира Формирование первичных представлений об особенностях природы Основные направления работы по познавательному развитию детей в дошкольном учреждении: Развитие познавательно-исследовательской деятельности Приобщение к социокультурным ценностям Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы 17 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие эстетических чувств детей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности. Задачи художественно-эстетического развития: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки Восприятие художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Основные направления работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном учреждении: Приобщение к искусству Изобразительная деятельность Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная деятельность 18 НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ: С ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ (беседы, консультации, буклеты, памятки, папки-передвижки, анкетирование, посещение семей на дому, сбор сведений о семье, проведение Дней открытых дверей, информирование через сайт ДОУ) НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ (родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, круглые столы) СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ (участие в проектной деятельности, праздники, фестивали, совместные походы и экскурсии, выставки, совместное участие в конкурсах) СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗДЕЛА: - - - - Организационный раздел включает в себя: материально-техническое обеспечение; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; организация режима пребывания детей в ДОО; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; учебный план и комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности; особенности организации развивающей предметнопространственной среды. 20 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 21