01.09.2023
Данная программа является
наиболее актуальной на сегодняшний
день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для
дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена
с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и
соответствует возрастным особенностям дошкольника.
Цель данной программы - формирование у
воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем
мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи
программы:
Обучающие
ü формирование представлений о
плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие
ü расширение кругозора об окружающем
мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического
вкуса;
ü развитие психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
ü развитие регулятивной структуры
деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция
и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной
целью);
ü развитие сенсомоторных процессов
(глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
ü создание условий для творческой
самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе
предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
ü формирование представлений о
гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно
создаваемой предметной средой.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные
цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их
свойств.
Задачи:
Обучающие
·
обучение анализу
логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе
проведённого анализа;
· изучение и конструирование различных
видов многоугольников;
·
обучение
планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
· обучение различным видам
конструирования.
· знакомство с симметрией,
конструирование узоров и орнаментов.
Развивающие
· развитие комбинаторных способностей;
· совершенствование навыков
классификации;
· развитие умения мысленно разделить
предмет на составные части и собрать из частей целое.
Воспитывающие
· воспитание трудолюбия,
добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного
отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Чтобы научиться создавать собственные
объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и
сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации,
схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение
выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и
опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования,
расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности:
сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника,
космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их
свойств.
Задачи:
Обучающие
· выделение многогранников из
предметной среды окружающего мира;
· изучение и конструирование предметов
окружающего мира, на основе различных видов многогранников;
· исследование «объема» многогранников.
Развивающие
· формирование целостного восприятия
предмета;
· развитие конструктивного воображения
при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно
выбранной теме.
Воспитывающие
· развитие умения сотрудничать,
договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных
конструкторских проектов.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в качестве основной содержательной базы в программе предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления.