01.09.2023
Занятия театральной деятельностью помогают развить
интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и
новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости,
целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании
ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка
решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует
формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать
образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная
деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют
реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и
повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые
постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою
позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса
совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах
животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют
ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат
замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными,
общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично,
тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование рабочей программы позволяет
стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего
мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с
традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок
начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира,
что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не
существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть
терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя
фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая Рабочая программа описывает курс
подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7
лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Программа разработана на
основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для
ДОУ с учетом обновления содержания по различным Рабочим программам, описанным в
литературе.
Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей
средствами театрального искусства.
Задачи:
·
Создать условия для развития творческой
активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также
поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
·
Создать условия для совместной
театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных
спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация
выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
·
Ознакомить детей всех возрастных групп с
различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский,
театр зверей и др.).
·
Обучить детей приемам манипуляции в
кукольных театрах различных видов.
·
Совершенствовать артистические навыки
детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские
умения.
·
Приобщить детей к театральной культуре,
обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве,
театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театре
города Златоуста.
·
Развить у детей интерес к
театрально-игровой деятельности.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип
адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к
развивающейся личности ребёнка.
Принцип
развития, предполагающий целостное развитие
личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип
психологической комфортности.
Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального
комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип
целостности содержания образования.
Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип
смыслового отношения к миру. Ребёнок
осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и
который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип
систематичности. Предполагает наличие единых линий
развития и воспитания.
Принцип
ориентировочной функции знаний.
Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип
овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка
ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой
ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип
обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых
знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами
делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип
опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное,
«житейское» развитие ребёнка.
Креативный
принцип. В соответствии со сказанным ранее
необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей,
формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных
жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии;
инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных
способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и
координации движений, пластической выразительности и музыкальности;
музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на
совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции,
интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания,
дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными
интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на
совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
·
Что такое театр, театральное искусство;
·
Какие представления бывают в театре;
·
Кто такие актеры;
·
Какие превращения происходят на сцене;
·
Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы
«Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор
пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными
эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски
музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком;
премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко
привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций,
костюмов).