Образовательная программа МБДОУ ПГО Детский сад № 69 комбинированного вида 2023 год
Описание образовательной программы
Образовательная программа МБДОУ ПГО Детский сад №69 комбинированного вида" разработана в соответствии с:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 ФЗ.
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования:
Программа позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного образования:
· обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
· создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
· создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от 1 года до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
· обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
· приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
· построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
· создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
· достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем и дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Вариативная часть программы предполагает углубленную работу в познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом, физическом развитии обучающихся, с учетом климатических, демографических условий, национально-культурных традиций народов Среднего Урала.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений отражает специфические условия социализации детей дошкольного возраста, с целью их приобщения к народной культуре, ознакомления с экономическими отношениями, с явлениями окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентировки, достижения и освоения ценностей и смыслов в мире музыки, в мире природы и человека в их взаимосвязи, целостности. Это позволяет решать образовательные задачи комплексно, развивая каждого ребенка в условиях детского сада и семьи.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, определены следующие направления, цели и задачи образовательной деятельности.
1. Реализация (обогащение) содержания образования с учетом специфики национальных, социокультурных условий Среднего Урала.
Направление представлено парциальной образовательной программой дошкольного образования «СамоЦвет» (Толстикова О.В., Трофимова О.А. Дягилева Н.В, Закревская О.В. и др. парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет». Дошкольный возраст. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 460 с.) (далее – парциальная программа «СамоЦвет»).
Основной целью является воспитание любви к малой Родине, родному краю осознание его многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования. Парциальная образовательная
программы «СамоЦвет» реализуется во всех возрастных группах. Интегрирует цели, задачи, содержание всех пяти образовательных областей.
Особенности социокультурных условий Свердловской области (трудовая слава края, многонациональность, традиции и обычаи, ремесла, особенности культурной жизни и искусства и др.) определяют целевые ориентиры образовательной деятельности в данном направлении.