13.05.2020
Выпускникам детского сада предстоит переход к
школьному образованию. От уровня
развития речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной
задачей воспитателей, логопеда и родителей по подготовке детей к школе является
развитие всех компонентов речи: словарного запаса, грамматического оформления,
фонематических процессов.
Уважаемые родители, Вашему вниманию
предлагаются игры и задания, которые позволят ребенку в летний период повторить
накопленные за учебный год знания.
Рекомендации к выполнению:
- выполняйте задания с хорошим настроением;
- время выполнения заданий 15-20 минут 2-3
раза в неделю;
- если при проговаривании ответа на ваш
вопрос, ребенок делает ошибки при звукопроизношении или неправильно согласовывает
слова в предложении, то обязательно исправьте его, назвав правильно слово или
все предложение (проследите, чтобы ребенок повторил за вами правильный вариант
ответа!)
- хвалите ребенка при каждом удачном
выполнении задания.
Обогащение
словарного запаса.
1. «Я знаю пять…»- предложите ребенку
вспомнить и назвать пять названий игрушек, предметов одежды, обуви, посуды,
мебели, овощей, фруктов, животных… и т.д.
2. «Назови части» - вспоминаем и
называем части тела (голова, руки, ноги, живот, спина, грудь), части лица (лоб,
нос, рот, глаза, щеки, подбородок; для детей 6 лет - ноздри, брови, ресницы),
части мебели, например шкафа (ножки, дверцы, ручки).
3. «Назови одним словом»- игра
позволяющая развивать и закреплять способность обобщать. Для детей 4 лет лучше
использовать картинки: несколько предметов игрушек, одежды, обуви. Детям 5-6
лет можно давать словесные инструкции: «Как назвать одним словом- кровать,
диван, стол? Комар, пчела, стрекоза - это..?
4. «Скажи наоборот» - учим ребенка
подбирать слова-антонимы и образовывать пары: друг-враг, тишина-шум,
легкий-тяжелый, длинный-короткий, далеко-близко, весело-грустно.
5. «Кто что делает?» - развиваем
глагольный словарь. Малышам 4 лет можно задавать вопросы по картинкам: «Что
делает птичка?» (сидит, летит, поет). Для детей 5-6 лет предлагаются инструкции
без зрительной опоры, но чтобы облегчить задание предлагайте ребенку образец:
«Заяц скачет, прячется, грызет. А что делает рыба?» ( «Как подают голоса
животные?»). Так же предложите ребенку вспомнить, какие трудовые действия
совершают представители разных профессий.
Развитие
грамматического строя речи.
1. «Один-много»- развиваем и закрепляем
у ребенка способность образовывать форму множественного числа имен
существительных: один стол, а если их много, то это столы; кот-коты, дом-дома,
окно-окна, лист-листья…
2. «Сколько?» - развиваем способность
согласовывать имена числительные с именами существительными. Гуляя с ребенком
на улице предложите ему сосчитать любые предметы, например, дома: один дом, два
дома, пять домов; окна, машины, мячи, птиц, листья.
3. «Назови ласково» - развиваем
способность ребенка пользоваться суффиксальным способом словообразования.
Взрослый называет большой предмет, а ребенок маленький, причем маленький
предмет нужно назвать «ласково»: большой мяч-маленький мячик; дом-домик,
яблоко-яблочко, елка-елочка…
4. «Какой, какая?» - развиваем
способность ребенка согласовывать имена прилагательные с именами
существительными единственного числа. «Апельсин какой?» (оранжевый, круглый,
сладкий). «Ведерко какое?» (желтое, пластмассовое)
5. «Назови детеныша» - развиваем умение
образовывать название детенышей животных. Предложите ребенку выполнить задание
без зрительной опоры по образцу: «У кошки котенок, а у козы? У лисы, у утки, у
зайца. Дети 5-6 лет, аналогично выполняют задание, продолжая фразы: «У
медведицы- медвежонок, а у коровы, у свиньи, у лошади?»
6. «Чья, чье?» - у детей 5-6 лет
развиваем способность образовывать притяжательные прилагательные: «Очки бабушки
- бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про хвост лисы? Про берлогу
медведя?»
Так же необходимо развивать умение
ребенка пользоваться предлогами: «Где сидит птичка?» (на дереве), где летает бабочка? (над цветком), куда положили покупки? (в сумку)…
Развитие
фонематических навыков.
1. «Повторюшка»- развиваем способность
отраженно повторять слоги. Для детей 4 лет предложите повторить слоговые пары:
па-ба, да-та, са-за, ма-ба, ва-ка, на-ня.. для детей 5-6 лет цепочки слогов и
слов: ба-па-ба, да-та-да, га-ка-ка, тя-та-тя; кот-год-кот, бочка-почка-бочка,
мишка-мышка-мишка.
2. «Назови первый (последний) звук в
слове» -взрослый акцентировано произносит начальный звук слове (начинать лучше
с гласных) – Оля, аист, удочка, и предлагает ребенку определить какой звук первый в слове.
Аналогично выполняется задание на выделение конечного согласного звука: суп, кот, лимон, сок.
Шестилетнему ребенку можно предложить
задание на определение количества звуков в словах: бык, дом, вата, банан.
Желаем успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.05.2020
Дата обновления: 13.05.2020
Дата публикации: 13.05.2020