17.10.2019
Консультация
для родителей
«Влияние
компьютерных игр на психику ребенка»
В
наш бурный век, пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы, что
такое компьютерные игры. Компьютеры есть почти в каждой семье, а потому
обращаться с ними дети учатся едва ли не раньше, чем произносят свое первое
слово. И все бы ничего, если бы компьютеры использовались с исключительно с
благой целью – научить, например, ребенка читать или решать математические
задачи… К сожалению львиную долю времени, проводимого за экранами мониторов,
дети посвящают компьютерным играм.
Результаты
исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в
предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и
соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры - приключения, стратегические
игры, на последнем месте - логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры
на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или
соревнованием, и последними идут игры-стратегии.
Рассматривая
данную тему, врач-психиатр Р. М. Гусманов говорит о том, что "прежде всего
компьютер дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь.
Это широчайший спектр -- от положительных эмоций до отрицательных, таких как
восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно
испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре
получает власть над миром. Компьютерная мышка -- как бы аналог волшебной
палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься
властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв,
он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить
неудавшийся кусок жизни.
Сегодня
увлечение некоторых людей, а особенно, детей, компьютерными играми достигает
уровня зависимости, называемой специалистами игроманией. Психологи классифицируют эту вредную привычку как
разновидность эмоциональной "наркомании, вызванной техническими
средствами, здесь сказывается личностная незрелость.
Как
возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается:
Рассмотрим
эти признаки:
*
когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое
нежелание делать это;
*
если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень
раздражительным;
*
ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
*
подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
*
сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим
собственным здоровьем;
*
прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
*
когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает
эмоциональный подъем;
*
происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные
темы;
*
ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
*
он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение
в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и
захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Физические
признаки: нарушения со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром,
синдром "сухого глаза", опорно-двигательного аппарата (искривление
позвоночника, нарушения осанки, расстройство сна или изменение поведения во
сне.
Тревожным
сигналом, является все большее распространение игр агрессивного содержания, а
также проповедующих насилие, расизм. Игры с сюжетами войн, гангстерских и мафиозных
разборок способны укоренить и породить самые разные фобии (страхи, нарушения
сна, неврозы, агрессию). Предрасположенность ребёнка к агрессии, т. е.
склонность к совершению агрессивных поступков, М. Чабанянц перечисляет
личностные факторы, которые, по его мнению, в сочетании с жестокими играми
могут вызвать негативные последствия. Это дисгармоничность структуры личности,
в виде сочетания обидчивости, обостренного самолюбия.
Психолог
Д. Гроссман пишет, "что механизм воздействия электронных игр схож с боевой
подготовкой, во время которой солдаты учатся преодолевать врожденный барьер
перед совершением убийства. К примеру, было обнаружено, что у многих пехотинцев
отвращение к убийству исчезает, когда во время учений они стреляют не по
обычным мишеням, а по мишеням в виде человеческих фигур. Такой же эффект, по
мнению Д. Гроссмана, оказывают и пропитанные насилием игры: они прививают детям
"вкус и навык к убийству". "Когда ребенок, играя, убивает, он
испытывает те же ощущения и такое же воздействие на психику, как солдат или
офицер полиции в боевых условиях", - говорит Дэйв Гроссман. Это значит, что
ребенок учится преодолевать психологический барьер убийства. Легкость расправы
с виртуальным противником "растормаживает" сдерживающие нервные
центры человека, делая его более способным на убийство". В исследованиях
выявлено, что "34% подростков из числа тех, кто играл в"GTA"
принимали участие в драках, тогда как среди детей, равнодушно относящихся к
видеоигре, процент тех, кто дрался, был равен 17.
Однако
было бы неправильным зарывать, как
страус, голову в песок, запрещая ребенку даже приближаться к компьютеру. Мы
живем в эпоху, когда трудно себе представить осуществление каких-либо действий
без помощи компьютера. Компьютер – это не монстр, пожирающий вашего ребенка, а
большой помощник в вашей и его повседневной жизни. А такие специальности как
программисты и настройщики компьютеров – одни из самых востребованных и
высокооплачиваемых. Нужно лишь постараться сделать так, чтобы компьютер не
заменял ребенку нас, родителей. Уделяйте ему внимание, интересуйтесь его
жизнью, проводите с ним больше времени, предлагайте ему альтернативные способы
времяпрепровождения (кружки, секции и т. п.). Ну а если избежать того, чтобы он
проводил меньше времени за компьютерными играми, не получается, разберитесь и
вы в этом вопросе, узнайте больше об интересных развивающих играх и играйте в
них вместе с ним.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2019
Дата обновления: 05.12.2019
Дата публикации: 17.10.2019