01.09.2023
Нейроподготовка руки к письму» дает возможность подготовить детей к освоению такого сложного навыка, как
письмо. Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей
ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к
письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное
обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме,
соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Программа также базируется
на ведущей позиции дошкольного образования на современном этапе развития
общества – укрепление здоровья детей, формирование ценности здоровья в
дошкольном возрасте, создание условий для естественной детской подвижности. Программа нацелена на создание психологической базы для подготовки
руки к систематическому письму.
Новизной программы является то, что для формирования элементарных
специфических графических навыков используются сочетание таких эффективных
приемов и методов, как элементы жонглирования, работа с ритмами,
кинезиологические упражнения, двуручное рисование и графомоторные задания.
Представленный набор приемов и методов позволяет развивать необходимые для
письма компоненты с онтогенетической точки зрения, то есть начиная с общей
моторики, зрительно-моторной координации, внимания, памяти, мышления,
межполушарного взаимодействия, ориентировки в пространстве, постепенно переходя
к более мелким движениям и действиям с формированием правильной постановки руки
и «захвата» пишущего предмета.Следовательно, в результате коррекции, развития и
формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для
полноценного их участия в овладении навыка письма.
Цель
программы: способствовать
подготовке детей к обучению письму черезформирование предпосылок учебной деятельности,
создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта,
ручной умелости.
Задачи
программы:
- Создатьусловий
для гармоничного психомоторного и психического развития ребенка;
- Формировать
координацию движения пальцев кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
- Формирование определенных графических
навыков для овладения базовыми навыками письма в школе.
- Развитие зрительно-моторной координации,
мышления, внимания, памяти, речи, слухового восприятия.
- Развитие
межполушарной специализации;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Формирование терпения, усердия,
усидчивости, желания учиться в школе.
В
программе участвуют дети с 5 до 7 лет.
Особенности детей данной возрастной
группы:
• Функциональное
несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев,
слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается
неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
• Несформированность
навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание
сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда(карандаша, кисточки,
ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что
затрудняет свободное движение пишущей руки.
• Неправильная
поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины,
увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
• Низкая
способность к произвольной регуляции движений, несовершенство
зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и
быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.