01.09.2023
Настоящая
программа обращена актуальной проблеме психологического стимулирования и
актуализации процесса развития познавательной сферы воспитанников ДОУ. Актуальность развития интеллектуальных способностей
у детей дошкольного возраста продиктована
в свою очередь современной
действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,
компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета.
Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних
воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными,
умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их
легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении
нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с
современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского
сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное
участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать
интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными
предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу.
Педагогическая целесообразность программы заключается
в том, что период с 4 до 5 лет в развитии ребенка считается, с точки зрения
психологической науки, периодом особой восприимчивости и повышенных
возможностей развития психики и
обучения. Дети любознательны по своей природе, и важно использовать этот
природный потенциал для более полного и всестороннего развития ребенка.
Путь, который
проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он
приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении
дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в
развитии ума ребенка - дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это
«удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Один из выдающихся
отечественных психологов – А.В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом
огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если
целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение
(амплификация) детского развития. Амплификация в первую очередь предполагает
развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.
Основными
условиями развития личности ребенка является:
Ø
наличие
привлекательных видов деятельности;
Ø
предоставление возможности проявлять
инициативу;
Ø
сотрудничество
детей друг с другом;
Ø
внимание
и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей;
Ø
сотрудничество взрослого с детьми.
Именно эти
условия легли в основу программы интеллектуального развития дошкольников
«Познавайка», разработанную на основе методического пособия Л.И. Сорокиной
«Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет» .
Программа ориентирована на:
Ø
партнерское
взаимодействие детей и взрослых;
Ø
создание
условий для развития интеллектуальных способностей и личности ребенка;
Ø
повышение уверенности в себе и в своих силах,
Ø
свободное творческое самовыражение.
Специфика
содержания данной программы позволяет детям воспринимать и усваивать общие
связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире, тем самым
расширять общий запас знаний развивать мышление и речь. Важность развития
логического мышления у ребенка заключается в развитии способности видеть
закономерности, группировать и обобщать, составлять последовательности, делать
выводы. Применяемые иrры и занимательные упражнения, помогают как можно раньше
начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится
выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют
первостепенное значение для развития всех мыслительных операций - анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения. Разработанные занятия, способствуют
интеллектуальному развитию детей и позволяют в ходе выполнения практических и
игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, а
также общую и мелкую моторику.
Реализация
содержания программы позволит не только удовлетворить потребности родителей, но
и создать равные условия для развития творческой личности каждого ребенка,
обеспечить его эмоциональное благополучие, самореализацию его возможностей,
мотивацию к познанию нового.
Новизна программы обеспечивается за счет интеграции
видов детской деятельности. Сочетание практической и игровой деятельности,
решение проблемных ситуаций, работа с развивающими презентациями, доставляет
ребятам удовольствие получить результат тех или иных действий, успешно усвоить
предлагаемый материал, а также у детей
возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Таким образом,
новизна программы «ПОЗНАВАЙКА» заключается в специально разработанном цикле
занятий по формированию умственных способностей детей в соответствии с целями и
задачами, обеспечивающими обучение, развитие и воспитание детей от 4 до 5 лет.
Организация
образовательного процесса при реализации программы «Познавайка» строится таким
образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному
развитию ребенка.
Задачи программы:
·
Создавать
условия для проявления активности ребёнка.
·
Развивать
визуальное, аудиальное и тактильное восприятие.
·
Учить детей работать по вербальному и
зрительному образцу.
·
Развивать
наглядно-образного мышления.
·
Развивать
координацию движений.
·
Развивать
память: слуховую, зрительную, моторную, кратковременную, долговременную и
ассоциативную.
·
Учить
детей соотносить форму и образец.
·
Развивать концентрацию и распределения
внимания.
·
Развивать
умение устанавливать простые логические связи, находить закономерности,
классифицировать предметы, подбирать к ним родовые понятия.
·
Развивать
зрительно-пространственную ориентацию.
·
Учить
детей находить нужную фигуру по заданным признакам.
·
Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию и графические
навыки.
·
Развивать
произвольные действия, обучить детей согласовывать свои действия с действиями
взрослого и действиями других детей, развивать способность подчинять свои
действия правилам.
·
Способствовать
освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и
повседневном взаимодействии, развивать коммуникативные способности.