ДООП "Познавайка"

01.09.2023

Настоящая программа обращена актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы воспитанников ДОУ. Актуальность развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста продиктована  в свою очередь  современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что период с 4 до 5 лет в развитии ребенка считается, с точки зрения психологической науки, периодом особой восприимчивости и повышенных возможностей развития  психики и обучения. Дети любознательны по своей природе, и важно использовать этот природный потенциал для более полного и всестороннего развития ребенка.

Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка - дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Один из выдающихся отечественных психологов – А.В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития. Амплификация в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.

Основными условиями развития личности ребенка является:

Ø наличие привлекательных видов деятельности;

Ø  предоставление возможности проявлять инициативу;

Ø сотрудничество детей друг с другом;

Ø внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей;

Ø  сотрудничество взрослого с детьми.

Именно эти условия легли в основу программы интеллектуального развития дошкольников «Познавайка», разработанную на основе методического пособия Л.И. Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет» .

 Программа ориентирована на:

Ø партнерское взаимодействие детей и взрослых;

Ø создание условий для развития интеллектуальных способностей и личности ребенка;

Ø   повышение уверенности в себе и в своих силах,

Ø   свободное творческое самовыражение.

Специфика содержания данной программы позволяет детям воспринимать и усваивать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире, тем самым расширять общий запас знаний развивать мышление и речь. Важность развития логического мышления у ребенка заключается в развитии способности видеть закономерности, группировать и обобщать, составлять последовательности, делать выводы. Применяемые иrры и занимательные упражнения, помогают как можно раньше начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Разработанные занятия, способствуют интеллектуальному развитию детей и позволяют в ходе выполнения практических и игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, а также общую и мелкую моторику.

Реализация содержания программы позволит не только удовлетворить потребности родителей, но и создать равные условия для развития творческой личности каждого ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, самореализацию его возможностей, мотивацию к познанию нового.

 Новизна программы обеспечивается за счет интеграции видов детской деятельности. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, работа с развивающими презентациями, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных действий, успешно усвоить предлагаемый материал, а также  у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.Хочу такой сайт

Таким образом, новизна программы «ПОЗНАВАЙКА» заключается в специально разработанном цикле занятий по формированию умственных способностей детей в соответствии с целями и задачами, обеспечивающими обучение, развитие и воспитание детей от 4 до 5 лет.

Организация образовательного процесса при реализации программы «Познавайка» строится таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.

Задачи программы: 

·       Создавать условия для проявления активности ребёнка.

·       Развивать визуальное, аудиальное и тактильное восприятие.

·        Учить детей работать по вербальному и зрительному образцу.

·       Развивать наглядно-образного мышления.

·       Развивать координацию движений.

·       Развивать память: слуховую, зрительную, моторную, кратковременную, долговременную и ассоциативную.  

·       Учить детей соотносить форму и образец.

·        Развивать концентрацию и распределения внимания.

·       Развивать умение устанавливать простые логические связи, находить закономерности, классифицировать предметы, подбирать к ним родовые понятия. 

·       Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

·       Учить детей находить нужную фигуру по заданным признакам.

·        Развивать мелкую моторику  рук, сенсомоторную координацию и графические навыки. 

·       Развивать произвольные действия, обучить детей согласовывать свои действия с действиями взрослого и действиями других детей, развивать способность подчинять свои действия правилам.

·       Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном взаимодействии, развивать коммуникативные способности.

Познавайка .pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».