ДООП "Познавайка"

01.09.2023

Настоящая программа обращена актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы воспитанников ДОУ. Актуальность развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста продиктована  в свою очередь  современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что период с 4 до 5 лет в развитии ребенка считается, с точки зрения психологической науки, периодом особой восприимчивости и повышенных возможностей развития  психики и обучения. Дети любознательны по своей природе, и важно использовать этот природный потенциал для более полного и всестороннего развития ребенка.

Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка - дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Один из выдающихся отечественных психологов – А.В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития. Амплификация в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.

Основными условиями развития личности ребенка является:

Ø наличие привлекательных видов деятельности;

Ø  предоставление возможности проявлять инициативу;

Ø сотрудничество детей друг с другом;

Ø внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей;

Ø  сотрудничество взрослого с детьми.

Именно эти условия легли в основу программы интеллектуального развития дошкольников «Познавайка», разработанную на основе методического пособия Л.И. Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет» .

 Программа ориентирована на:

Ø партнерское взаимодействие детей и взрослых;

Ø создание условий для развития интеллектуальных способностей и личности ребенка;

Ø   повышение уверенности в себе и в своих силах,

Ø   свободное творческое самовыражение.

Специфика содержания данной программы позволяет детям воспринимать и усваивать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире, тем самым расширять общий запас знаний развивать мышление и речь. Важность развития логического мышления у ребенка заключается в развитии способности видеть закономерности, группировать и обобщать, составлять последовательности, делать выводы. Применяемые иrры и занимательные упражнения, помогают как можно раньше начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Разработанные занятия, способствуют интеллектуальному развитию детей и позволяют в ходе выполнения практических и игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, а также общую и мелкую моторику.

Реализация содержания программы позволит не только удовлетворить потребности родителей, но и создать равные условия для развития творческой личности каждого ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, самореализацию его возможностей, мотивацию к познанию нового.

 Новизна программы обеспечивается за счет интеграции видов детской деятельности. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, работа с развивающими презентациями, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных действий, успешно усвоить предлагаемый материал, а также  у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.Хочу такой сайт

Таким образом, новизна программы «ПОЗНАВАЙКА» заключается в специально разработанном цикле занятий по формированию умственных способностей детей в соответствии с целями и задачами, обеспечивающими обучение, развитие и воспитание детей от 4 до 5 лет.

Организация образовательного процесса при реализации программы «Познавайка» строится таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.

Задачи программы: 

·       Создавать условия для проявления активности ребёнка.

·       Развивать визуальное, аудиальное и тактильное восприятие.

·        Учить детей работать по вербальному и зрительному образцу.

·       Развивать наглядно-образного мышления.

·       Развивать координацию движений.

·       Развивать память: слуховую, зрительную, моторную, кратковременную, долговременную и ассоциативную.  

·       Учить детей соотносить форму и образец.

·        Развивать концентрацию и распределения внимания.

·       Развивать умение устанавливать простые логические связи, находить закономерности, классифицировать предметы, подбирать к ним родовые понятия. 

·       Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

·       Учить детей находить нужную фигуру по заданным признакам.

·        Развивать мелкую моторику  рук, сенсомоторную координацию и графические навыки. 

·       Развивать произвольные действия, обучить детей согласовывать свои действия с действиями взрослого и действиями других детей, развивать способность подчинять свои действия правилам.

·       Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном взаимодействии, развивать коммуникативные способности.

Познавайка .pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».