01.09.2023
В настоящее
время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических
искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического
вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности. Программа
направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных
способов рисования, их особенностями, многообразием материалов,
используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать
свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов,
ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными
способами,
увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей
думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само
выражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять
свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель
и задачи программы
Основной задачей
является обучение детей изобразительным навыкам с использованием как
традиционных, так и нетрадиционных техник рисования, развитие изобразительных
способностей, речи и интеллекта.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая:
- Учить детей
способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с
различными видами изобразительной деятельности;
- Учить детей
осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные
способности в процессе рисования
Развивающая:
- Развивать
творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и
любознательность;
- Развивать
мелкую моторику рук;
- Развивать
цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и
колорита.
Воспитательная:
- Формировать
положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать
художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
Цель:
Развивать у
детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Принципы,
методы и приемы
Принципы:
·
Системности – занятия
проводят в системе в течении всего учебного процесса;
·
Последовательности –
знания давать постепенно, без нагрузки, с нарастающим объемом информации;
·
Принцип творчества –
программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития
творческих способностей детей;
·
Принцип научности –
детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
·
Принцип доступности –
учет возрастных и индивидуальных особенностей;
·
Принцип сравнений и
выбора – разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения,
разнообразие материала.
Методы и приемы:
1.
Наглядный:
наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с
наглядным материалом, игры, практические упражнения для обработки необходимых
навыков.
2.
Словесный: чтение,
рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные
умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать
многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия
окружающего мира;
– формируют эмоционально –
положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному
развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Программа составлена с учетом интеграции
всех образовательных областей:
1. «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». На занятиях используется прием
комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется
непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают
свою работу. Использование на занятиях
художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия,
малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного
словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по
изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить
уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На
занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни
животных. Знакомятся с творчеством художников и основными направлениями
изодеятельности.
3.
«ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Развивать восприятие, умение выделять разнообразные
свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина и т.д.). Продолжать
развивать умения сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различие.
Продолжать знакомить с цветами спектра. Продолжать формировать умение различать
цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Совершенствовать
глазомер.
4. «МУЗЫКА». Рисование по передаче восприятия музыкальных
произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального
оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения
собственных чувств.
5. «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физминуток,
пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения
осанки.