01.09.2023
Новизна и уникальность программы
«Логоритмика» заключается в создании системы логоритмических занятий
для дошкольников со структурой занятий отличной от традиционной. Прежде всего,
это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь,
музыка и движение.
Это форма активной терапии, преодоление речевого и
сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций и в конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и
внутренней среды.
В настоящее время логопедическая ритмика
рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на
многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой
патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом. В
логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций
используются следующие средства логопедической ритмики:
— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных
направлениях);
— упражнения на развитие дыхания, голоса и
артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера
или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— игра на музыкальных инструментах;
— музыкальная самостоятельная деятельность;
—пальчиковые упражнения с музыкальным сопровождением.
Рабочая программа полностью соответствует
лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу
над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того,
логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие
технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и
способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения,
овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного
возраста. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку
чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей.
Логопедическая
ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это
комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь,
музыка и движение.
Направленность программы художественно-эстетическая.
Цель программы: Преодоление
речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной
сферы посредством сочетания музыки, слова и движения.
Логоритмические
занятия решают следующие задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность
ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных
образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным
образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство
коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- формировать и развивать слуховое и зрительное
внимание и память.
Программа «Логонотки» рассчитана на детей
дошкольного возраста: первый год обучения – дети 2-3 лет, второй год обучения –
дети 3-4 лет.
Сроки освоения программы: 2 учебных
года, объём программы 1280 учебных часов, периодичность 2 раза в неделю и
продолжительность занятия не более 30 минут. Сроки реализации программы: 2 учебных года, численность
занятий в течение учебного года –64 занятия, включая проведение отчета в середине и конце года.
Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в
неделю с октября по май.
Для успешного освоения программы на занятиях,
численность детей не должна превышать 15 человек.
Форма организации образовательного процесса – подгрупповая.
Методы и приемы: наглядные,
словесные, практические, игровые.
Работа
с родителями: беседы, консультации, просмотры занятий онлайн.
Содержание
занятий по логоритмике
Логоритмическое
занятие включает следующие виды упражнений:
·
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
·
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и
напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим
телом, их движения становятся точными и ловкими.
·
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с
нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда).
Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения
навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное
звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы
глотки.
·
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха.
·
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества
голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти
упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных
заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В.
Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие
навыки дошкольников.
·
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую,
моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на
смену деятельности.
·
Чистоговорки обязательны
на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется
выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение
фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
·
Ритмические игры развивают
чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической
основе слов, фраз.
·
Пение песен развивает
память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух;
укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных
звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями
направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на
коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
·
Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с
речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы
способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на
музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или
музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
·
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику,
чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные
психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми
изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и
пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из
металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой
удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
·
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства;
способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать.
Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
·
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения,
развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают
детей выполнять правила игры.